На главную страницу

Буря в карьере

Весь жаркий солнечный день 22 мая маленький подмосковный городок Звенигород дрожал от рева моторов и задыхался от пыльных туч. Многие могли подумать, что в легендарный джиперский карьер вернулась тусовка под названием " покату шки«. Но ведь по известной русской пословице, нельзя два раза лйти в одну и ту же оду, в смысле песок...

Организованный московским «Клубом 4×4» Первый этап Кубка России по джип-триалу вышел самым жестким джиперским соревнованием за послед­ние годы. Для многих это стало неожидан­ностью: вместо дублирующих, «утеши­тельных» заездов — строгий спортивный регламент, вместо братаний и пива — пе-нализация и штрафные очки, вместо оття­га джиперской души на кэмелтрофиче-ских «мостиках» и «качелях» — обилие су­дей на трассе, а что касается самой трас­сы... Можно без преувеличения сказать, что она прямо-таки стояла колом! Спуски умопомрачительные, трамплины голово­кружительные, скорости сумасшедшие, дробь подвесок — оглушительная. Добрые люди прокатили меня по карьеру — места­ми машина отвесно падала вниз, как то­пор! При этом просто страшно было поду­мать, что надо еще рулить, и даже в моей голове отчетливо щелкал счетчик-секундомер. Ничего в этом удивительного нет: джип-триал проходил под эгидой Россий­ской Автомобильной Федерации! Потому обязательным требованием для участни­ков было наличие шлемов, пристяжных ремней и лицензии РАФ.

 

«И впредь будет так, —заявил нам в интервью Главный ко­миссар соревнований Леонид Майоров, -джип-триал • это гонка, это жесткий, на­стоящий спорт».

 

При этом зрители болели так оглуши­тельно, что половина из них чуть не охри­пла, а другая половина чуть не оглохла. А уж от организаторов пар начал идти за­долго до начала триала. Тут, безусловно, надо отдать должное Директору спортив­ных программ клуба Борису Палычу Лак­шину, за неделю превратившего со свои­ми «архаровцами» загаженный карьер в чудо ландшафтной архитектуры в особо крупных размерах. Там, где царила «мер­зость запустения», получилось нечто сре­днее между средневековым ристалищем и древнеримским цирком. По центру, на холме, раскинулся белый шатер для VIP-персон, а по левую от него руку выросли подиум и живописный мосток, с которого открывался потрясающий вид на карьер, опутанный бесконечными лентами раз­метки. Нашлось место и для детской трас­сы, по которой на маленьких, но очень шу­стрых машинках Havel Buggy Racer гоняли ребята из детской автошколы «Клуба 4×4».

Трасс для взрослых, как обычно, было четыре. Народ на битву собрался самый разный, от матерых раллистов с кроссо­виками до зеленых новичков, только не­давно съехавших с асфальта. Приехали не только питерцы и москвичи, но и коломен-цы, красноярцы, нижегородцы, киевляне. Машины были тоже самые разнообраз­ные: масса «Нив», от серийных до неузна­ваемо оттюнингованных в подпольных га­ражах, кондовые УАЗы, в том числе один с двигателем от Toyota, заряженные рал-лийные Mitsubishi Pajero и Toyota Landcruiser, потрепанные трофи-рейдами Land Rover, живописные Jeep Wrangler -словом, настоящий паноптикум!

Но несмотря на просто рекордное количество участников — 60 экипажей, инди­видуальные отборочные заезды с раз­дельным стартом прошли всего за два ча­са. Каждый экипаж проезжал трассы по одному разу, и 32 показавших лучшее вре­мя вышли в финал. В результате, почти сразу половина отсеялась, и в число про­игравших... угодили даже некоторые ко­рифеи отечественного офф-роада! За ка­ждую ошибку судьи, согласно регламенту, щедро насыпали штрафы: за движение назад, в случае если машина с первого раза не вписывалась в поворот, они при­бавляли к результату пять секунд, а за ка­ждую сбитую вешку, которыми были густо утыканы повороты — целых десять!

Но больше всего споров на финише вызывал указанный в регламенте «финиш базой». Некоторые горячие джиперы слишком спешили топнуть по тормозам: останавливались под углом и наезжали на финишную линию левым или правым ко­лесом. Поэтому на будущее напомним: «финиш базой» подразумевает, что ось передних колес должна полностью пере­сечь линию между кольями финишного створа. Тем не менее, спорная ситуация решается в пользу участника.

Конечно, определенное преимущество на этот раз имели экипажи, выступавшие на более маневренных, короткобазных ав­томобилях. В остальном же успех зависел от живой прокладки между педалями и ру­лем. Так что вышли в финал и боролись за призовые места лишь матерые джиперы, уже неоднократно побеждавшие еще в «покатушках».

Для финала была выбрана самая изви­листая, самая холмисто-овражистая трасса. Заезды проходили уже попарно, по системе «гонка преследования», состартом навстречу друг другу. Пока один участник взлетал и нырял в узких коридо­рах левой петли трассы, его соперник взметал песок на правой. В самом широ­ком месте гонщики расходились, меняясь петлями. Таким образом, оба соперника проходили трассу в одном и том же напра­влении — разница была лишь в очередно­сти прохождения трасс. Пары определя­лись жеребьевкой.

Но вот чего в Звенигороде по-настоя­щему не хватало, так это тотализатора! Больно уж азартная развернулась между джиперами борьба. Все пять часов интерес болельщиков не только не ослабевал, а на­оборот, все жарче и жарче подогревался.

Зеленая «Нива» под номером 144 си­ганула с трамплина метров на десять по дуге, с полным отрывом всех колес! Для обрывающих редакционный телефон ин­тересующихся сообщаем: автором Само­го Дальнего Прыжка джип-триала был Алексей Ильютченко.

Но самым зрелищным моментом зри­тели обязаны Александру Балашову, Чем­пиону мира по спидвею 1994,1996 и 1998 годов. Александр — неизменный участник соревнований «Клуба 4×4» на красной «Ниве», обитой листами рифленой жести и со срезанной крышей. Но каждый раз с ним что-нибудь, да происходит: если не поломка, то уж переворот — обязательно!

...На крутяк аккурат напротив пресс-центра выпрыгивали почти все. Приземля­ясь на передние колеса, машины гнали пе­ред собой волну рыхлого песка. Вот и на этот раз темпераментный Балашов сига­нул с откоса слишком горячо. «Нива» пря­мо на глазах поперхнувшихся бутерброда­ми журналистов встала на капот. На мгно­вение, словно в нерешительности, замер­ла, и... в конце концов шмякнулась о песок! К счастью, никаких травм экипаж не полу­чил — наоборот, гонщики сразу выбрались из машины и начали бодро ставить ее на колеса, спрашивая при этом всех, успели ли их сфотографировать. Правда, из даль­нейших соревнований они выбыли. Но мо­жет, в трюке был скрытый смысл? Овер­киль Балашова подробно продемонстри­ровал зрителям и журналистам все имев­шиеся на машине спонсорские наклейки!

Тем временем, право занять на верши­не пьедестала третье место начали оспа­ривать друг у друга горячие москвичи: Александр Астахов и Игорь Козлов — оба на Jeep Wrangler. И надо же было такому слу­читься: перед решающим заездом Козлов пробил картер двигателя о камень, зата­ившийся в песке! Но не тут-то было! Набе­жавшие механики залили масло в дымя­щийся движок, и Wrangler, болезненно та­рахтя, выкатился на старт. Поразительно, но несмотря на ручьем льющееся из мото­ра масло, Игорь Козлов сумел-таки значи­тельно обогнать Астахова! «Коз-лов — чем-пи-он!!!» — оглушительно скандировала выстроившаяся по кромке карьера толпа. Но Фортуна грубо вильнула бедром: на оставшихся до финиша самых последних метрах, в песчаной яме, у него разборти-ровалось колесо, и он застрял. С Игорем случилось почти в точности то же самое, что и три года назад, на последних в зве­нигородском карьере «покатушках»! Уже два раза он был так близок к удаче! Зрите­ли протяжно застонали, а разгоряченный радиокомментатор Марк Подольский категорически потребовал от судейской коллегии отметить удаль гонщика: Алек­сандр Астахов поднялся на подуме на тре­тью ступень, а Козлову персонально был вручен почетный приз «За волю к победе».

За первое же место традиционно сце­пились в схватке извечные соперники — Пи­тер и Москва. Ветеран и неоднократный победитель «покатушек» петербуржец Бо­рис Гадасин бросил вызов бывалому крос­совику и мастеру спорта международного класса, москвичу Никите Небылицкому. По взмаху зеленых стартовых флажков красный короткий Mitsubishi Pajero Небылицко-го и белый неповоротливый Range Rover Гадасина последними в этот солнечный день поднимали пыль над звенигородским карьером. Соперники ехали очень ровно, но Гадасин "привез«-таки Небылицкому пять секунд. Его было бросились все позд­равлять, но после опроса судей выясни­лось, что оба претендента сдавали во вре­мя заезда задним ходом, а Гадасин еще и сшиб одну вешку. Получилось, что Небы-лицкий проехал трассу за 3 минуты 45 се­кунд плюс 5 секунд штрафа, а Гадасин за 3 минуты 40 секунд плюс 15 секунд штрафа.

Когда это обьявили, из толпы разда­лись крики в том смысле, что судей, дес­кать, пора на мыло и вообще — даешь миро­вую революцию! Объяснялось это тем, что в регламенте, выданном участникам за­долго до гонки, было указано: в финаль­ном заезде пенализация не учитывается. Однако, перед соревнованием всем участ­никам под роспись были выданы дополне­ния к регламенту, в которых пенализация в финальных заездах подробно разъясня­лась. Регламент и все дополнения к нему надо читать! Да и сами посудите: какой был бы смысл в финальных заездах, если бы в них можно было сшибать напрочь все вешки и вообще ехать, как угодно! Так что «борцы за справедливость», видимо, ока­зались не совсем в курсе дела.

В итоге, второе место досталось Бори­су Гадасину из питерской команды Land Rover Club, а Победителем стал реактив­ный Никита Небылицкий из московской Red Racing Team. Был и еще один призер - гонявшийся на «Ниве» москвич Михаил Смирнов, показавший лучший результат на «отечественном автомобиле», но за­нявший в общем зачете 8-е место.

И на закуску вот еще какой нюанс: посколь­ку соревнования проходили под эгидой РАФ, все призеры теперь вправе рассчитывать на совершенно официальные спортивные зва­ния. Вот так, буквально за несколько лет мос-ковскаяджиперская тусовка «покатушки» пре­вратилась в Кубок России по джип-триалу.

Адрес: МО, д.Долгое Ледово ул.Советская
E-mail: info@wranglermaster.ru
8 (495) 792-19-32
8 (903) 792-19-32