На главную страницу

Dakar А-ля Рюс

По многим параметрам эталоном внедорожных состязаний является «Дакар». По протяженности и сложности маршрута теперь уже не осталось равных африканскому марафону, заставляющему грезить не только гонщиков, но и многочисленную армию болельщиков. Да и для журналистов, пишущих о ралли-рейдах, побывать на берегу Розового озера означает получить впечатления на всю оставшуюся жизнь. О том же, чтобы проехать дистанцию целиком, большинство даже не мечтает! Велик соблазн сравниться с легендарным ралли-рейдом, не удержались от него и организаторы IV этапа чемпионата России — команда Авто-Мотоклуба Федеральной службы охраны (АЛЛК ФСО РФ), бывшая «Динамо Моторспорт», а еще ранее — VMP racing. Так у гонки, кроме официального названия «Великая степь», данного, надо думать, в честь империи Чингиз-Хана, появилось и неофициальное — «Русский Дакар».

Калмыкия принимала ралли-рейд не в пер­вый раз. Одному из авторов этих строк дове­лось проехать через Элисту в поисках марш­рута «Мастер-ралли» в 1998 году, три года спустя в калмыцких степях уже проходил национальный чемпионат, а в последний раз этап Кубка мира FIA по внедорожным ралли заворачивал сюда в 2002 году. Вот и на этот раз федерация автомотоспорта респуб­лики отнеслась к делу со всей ответственно­стью: безопасность на трассе обеспечивали сотрудники ГИБДД и МЧС, дежурили ме­дицинские и пожарные машины, в распоря­жении руководства гонки имелся вертолет. Организаторы заключили договор с кал­мыцким филиалом страховой группы «УралСиб» о страховании гражданской от­ветственности за ущерб, который мог быть нанесен участниками соревнований имуще­ству и здоровью третьих лиц. Удачное распо­ложение бивуака в City Chess* позволило свести к минимуму дорожные связки по ас­фальту, а заодно создать комфортные усло­вия как для отдыха экипажей, так и для ноч­ной работы механиков. За организацию би­вуака в Нью-Васюках, как называют это ме­сто шахматисты, отдельное спасибо руко­водству Республики Калмыкия. Здесь на­шлось место практически для всех команд, а также для закрытого и сервисного парков. Под стеклянным куполом Дворца шахмат проходили брифинги и показ отснятого те­левизионщиками материала, неподалеку расположился пресс-центр! Такое компакт­ное размещение позволило полностью оку­нуться в атмосферу гонки, почувствовать, чем она живет, узнать последние новости, пообщаться. Весьма уместным в этом кон­тексте представляется приглашение органи­заторами на гонку туристов. Одна группа участвовала в пробеге Москва—Элиста-Мо­сква на внедорожниках. Другие прилетели на самолете. Гостям удалось пощупать коле­сами гоночный маршрут и поболеть за уча­стников «Кубка президента» Калмыкии. Не подвела и погода: всего за несколько дней до старта в Калмыкии спала изнуряющая жара, стоявшая все лето.

Каждая гонка российского чемпионата имеет свои особенности: «Северный лес» — единственный в мире зимний ралли-рейд, «Хазарские степи» интересны труднопрохо­димыми барханами, «Луга» — жесткой пес­чаной трассой с эффектным бродом. Изю­минкой «Калмыкии-2005» стали скорость и пыль: на дистанции нет ни песка, ни вод­ных препятствий, только подкупающе ров­ная степь. Здесь максимальная скорость ог­раничена только возможностями машины. Самое главное в этой ситуации — не рас­слабляться. Пропустишь малейшую ямку на скоростном прямике — «крыша» обеспече­на! Очень аккуратным нужно быть и в пла­не навигации: плутанешь на такой скорост­ной гонке — отыграться не успеешь. Ну и, наверное, основное препятствие — пыль. Хорошо, когда есть боковой ветер — хоть что-то видно. А если ветра нет или он дует вдоль трассы — ехать приходится «на ошупь». Не видно ни впередиидушей ма­шины, ни дороги. В любом случае, обгон в подобных условиях — занятие не для слабо­нервных. Вот тут-то и появляется навязчи­вая боязнь пыли или, выражаясь научным языком, аматофобия*. Ситуация осложняется тем, что съехать с дороги и обогнать со­перника по степи практически невозмож­но. На первый взгляд ровная поверхность буквально изрезана промоинами, ямами, арыками. Преимущество в такой гонке имеет тот, кто раньше стартовал.

Еше одной особенностью трассы стала ее протяженность. Достаточно сказать, что на третий день длина спе­циального участка соста­вила 574 километра — это самый длинный СУ рос­сийского чемпионата! Попробуйте проехать от Москвы до Питера по проселку! А на время? Всего же за четыре дня были пройдены 1 270 ки­лометров. Все это сделало «Великую степь» ключе­вым этапом чемпионата России этого года. Повы­шающий коэффициент, присвоенный этой гонке за сложность, означает, что полученные участни­ками очки умножались на 1,2, то есть отыграть упу­щенное в Калмыкии на последней гонке сезона в Коломне шансов мало. Понимая это, гон­щики готовились к данным соревнованиям особенно тщательно. И, конечно, в Элисту приехали все сильнейшие.

Зачет «Рейд» проводится последнее вре­мя довольно редко, но на гонке в Калмыкии он был организован. Заявились пять экипа­жей. Тренировочная Toyota команды «Нарт-Тайм», астраханская и мос­ковская «Нивы» и два пол­ноприводных автомобиля «ИЖ-Ода» постоянных уча­стников и победителей мос­ковских джип-спринтовАс-тахия Суслова и Григория Малеева.

Церемония торжествен­ного старта проходила в го­родском парке Элисты.

Плошаака перед сценой заполня­лась боевыми машинами, но авто­мобили официально аккредито­ванной прессы и даже информаци­онного партнера по каким-то выс­шим соображениям не пропуска­ли. Особенно это порадовало теле­визионщиков: камера, штатив, ак­кумуляторы... Мы, правда, не гор­дые и заехали-таки. С черного хо­да, благо клиренс позволил!

После выступлений официаль­ных лиц гонки молодые люди и де­вушки в национальных костюмах угостили уча­стников калмыцким чаем. Народный ансамбль «Ойраты» исполнил искрометный «Чичердык»*, и экипажи отправились на первый СУ.

Порядок старта был определен следую­щим образом: сначала, как и положено, выходили на трассу экипажи листа приори­тета РАФ, то есть те, кто показал лучшие результаты в прошлом сезоне. А потом гон­щики стартовали в соответствии с... оче­редностью оплаты заявочных взносов. Раньше заплатил — меньше пыли будешь глотать. Понятно стремление организато­ров воспитать участников, но не все гон­щики платят из своего кармана. Есть еще работа со спонсорами, а на них давить опасно! В общем, спорное решение. В ре­зультате некоторые сильные гонщики по­тратили много времени на обгон в жуткой пыли менее сильных. Небезопасно.

Еще до гонки можно было предполо­жить, что главной интригой станет борьба за первенство в абсолюте Алексея Беркута и Константина Жильцова, причем Mitsubishi L200 последнего еще недавно принадлежал Беркуту! На бахе «Норд-Вест» Жильцов на нем вырвал победу* и опережал чемпиона страны на шесть очков. С другой стороны, предстояла очень быстрая гонка, здесь прин­ципиально важна максималь­ная скорость автомобиля, а она выше у бензинового Pajero, тог­да как турбодизель L200 разго­няет его максимум до 165 км/ч. Так что если не допускать серь­езных ошибок в пилотировании и навигации и если не подведет техника, шансов больше у Алек­сея. Правда, многовато «если» для дистанции почти в полторы тысячи километров...

Вмешаться в спор лидеров вполне ре­ально могли Леонид Новицкий, Борис Бу-катов и, конечно же, «экс- и вице-чемпион» Сергей Гиря.

Первый день лидером закончил Беркут, вторым стал Жильцов. А вот третий резуль­тат показал Дмитрий Фекличев, выступаю­щий в TI! Начавший гонку с невыгодной стартовой позиции Новицкий уже на первом 110-километровом специальном участке су­мел восстановить справедливость, проде­монстрировав четвертый результат. Ключе­вой момент в борьбе за первое место насту­пил во второй день. Получив 30 минут штра­фа за непрохождение контрольного створа. Жильцов практически потерял шансы на по­беду. Наращивал скорость турбодизельный Pajero Новицкого, но на очередном обгоне срезало болт крепления заднего верхнего рычага и автомобиль стал плохо слушаться руля. Затем перетерся тормозной шланг зад­него контура. Потеряв на ремонт почти час. экипаж «Росагролизинга» тем не менее со­хранил по итогам гонки четвертое место.

На второй день выбыл из борьбы эки­паж Булата Янборисова: колесо его много­тонного автомобиля попало в промоину и КамАЗ сделал «уши». Пилоту рулем зажало грудную клетку, к счастью, вовремя подос­пел вертолет с врачами и спасателями. Ис­тория российских ралли-рейдов не припо­минает такого случая с КамАЗами.

В третий день «разложил» свою машину Фекличев: в шлейфе пыли пилот не заметил поворота дороги, в итоге Toyota приняла форму смятой банки из-под безалкоголь­ной «Балтики» с такими же синими буква­ми на белом фоне. Зато фортуна улыбну­лась Семену Смирнову. После того как в Луге дотла сгорела их машина класса Т2, гонщик вывел на трассу Toyota, на которой успешно выступал весь прошлый сезон, и результат не заставил себя ждать — первое место в Т1. В отличие от предыдущей гонки удачно прошел калмыцкий «марафон» Але­ксандр Олейников, а третьим финиширо­вал Илья Кузнецов.

Быстро ехал Алексей Домановский, но на четвертый день отлетело колесо — среза­ло шпильки. В полевых условиях не почи­нишь, а на трех колесах далеко не уедешь!

А вот Беркут колесо не оторвал, только прорезал. Запас времени вполне позволял поставить запаску и финишировать. Оста­валось проехать Super special — и золотая медаль в кармане.

Судьба первого места в командном заче­те решалась представителями национально­го класса. Перед последним гоночным днем три первые позиции занимали гонщики ко­манды «Красмоторспорт»: соответственно Владимир Горбачевич, Константин Купцов и Дмитрий Вилюнов. Причем отрыв этой тройки от остальных позволял команде рас­считывать на победу. Оставалось аккуратно, не спеша, проехать дистанцию. Но техника есть техника. В двигателе «Нивы» Купцова сломались сразу две клапанные пружины.  

Еще до старта! Как известно, в случае не вы­хода на старт до тридцати минут происходит пенапизация, минута штрафа за минуту опо­здания. Более тридцати минут — снятие с со­ревнований. Вдвоем с механиком команды Алексеем Ильичевым Константин вскрыл клапанную крышку. Движения быстрые, четкие и рациональные. Работали молча, как хирурги. Благо двигатель «Нивы» Костя мо­жет разобрать с закрытыми глазами — он од­ним из первых в Москве начал гоняться на этих автомобилях, руководит специализиро­ванным «нивовским» сервисом и сам гото­вит свой автомобиль к ралли-рейдам. Штур­ман фиксирует время. Осталось шесть ми­нут, пять. Как в плохом кино, машина стар­тует в последнюю минуту. Пенализаиия — 29 минут. Вторая позиция потеряна, но на ней теперь товарищи по команде, и это успокаи­вает. Финишировав третьим, экипаж привел команду «Красмоторспорт» к победе!

Десертом этой гонки, лакомым блюдом для зрителей стал Super special — заезд на «Ку­бок президента». На дистанции чуть больше двух километров сосредоточились элементы рельефа, практически не встречавшиеся на «большой» трассе — «песочница», крутой подъем, еще более крутой спуск, спуск с пово­ротом и промоиной в конце, а еше трамплин. «Кубок президента» являлся частью этапа чемпионата, то есть результат его прохожде­ния шел в зачет. С одной стороны, это вынуж­дало выйти на старт этого суперСУ все экипа­жи — обеспечивалась массовость. С другой стороны — многие гонщики предпочли не ри­сковать техникой и сделали ставку «на доезд», аккуратно проходя спуски и не прыгая на трамплине. Наверняка они ехали бы азартнее, если бы не надо было думать о результатах ос­новной гонки и командном зачете!

А так зрители с недоумением наблюдали спокойную езду чемпиона России Дмитрия Павлова, не догадываясь о том, что его «Ше-ви-Нива» стала переднеприводной — задний мост был «приговорен» еще утром. Не оправ­дались надежды болельщиков и на эффект­ный прыжок заслуженного мастера спорта Биньямина Джепаева — одно из передних ко­лес УАЗа было намертво приварено и зафик­сировано стропами в положении «прямо», а вторым колесом гонщик поворачивал!

Но зрелищных моментов все-таки было много. С трамплина машины взлетали все выше и выше: Беркут. Жильцов, Новицкий — Mitsubishi от Rally-Art прыжков не боятся. А сразу после финиша гонщиков ждала вто­рая часть «Кубка президента» — стрельба из лука. Настоящий калмык должен отлично скакать на лошади и стрелять излука! За ка­ждый удачный выстрел со времени прохож­дения дистанции гонки списывалось не­сколько секунл. Хорошо еще, что стрельба не шла в зачет гонки чемпионата России!

Зрители и журналисты уже начали пере­мещаться к сектору для стрельбы из лука, чтобы застать там лидеров, как произошло едва ли не самое интересное в гонке. Мы уже упоминали, что участники зачета «Рейд» — специалисты по джип-спринтам, поэтому прыжки для них обычное дело. Но кто бы мог подумать, что «Иж-Ода» летает ничуть не ниже подготовленных к спорту Mitsubishi... Причем не просто летает, но и после весьма жесткого приземления едет дальше. А ведь «Ижам» и «Нивам» на следу­ющее утро предстояло своим ходом доби­раться до дома, а это больше тысячи километров, тогда как машины других зачетов ждали автовозы и прицепы.

После короткого, но яркого и зрелищно­го «Кубка президента» гонщики отправи­лись отдыхать и готовиться к многообещаю­щему торжественному закрытию гонки «Ве­ликая степь» и награждению победителе;: Церемония проходила в формате «ореп air». то бишь на открытом воздухе. Главной изю­минкой вечера был бассейн, вокруг которогс и разворачивалось праздничное действие. Честно сказать, мало кто сомневался, что к концу вечера многие окажутся именно в бас­сейне — таковы традиции мировых ралли-рейдов. Отловить еще не купавшегося че.:.; -века и сбросить его в воду — забава настоя­щих гонщиков! Поэтому все ценное из кар­манов — и добро пожаловать на церемонию. Начиналось все очень респектабельно. К;. -бок президента Калмыкии — сделанную из кожи местными художниками композицию «Всадник с луком на лошади» — вручил сам Кирсан Илюмжинов*. Достался он Алексек Беркуту. Выступления местных артистов че­редовались с чествованием победителей разных зачетах гонки. Маленький подиум не вмещал двух пилотов на каждой площадке, поэтому все шесть человек награждаемых образовывали интересные композиции. Особенно позабавило, когда ведущий объя­вил победителей в зачете Т1 Семена Смир­нова и Сергея Арсентьева! Щуплыми их ни­как не назовешь, поэтому за пьедестал стало страшновато. Обошлось. Вечер закончился праздничным фейерверком и, как водится, массовым купанием в бассейне.

В сезоне 2005 года «Великая степь» ста­ла эталонной гонкой российского чемпио­ната, и у нее существует реальный потенци­ал, чтобы в следующем сезоне поднять планку еще выше.

Борис Букатов, президент ГК «ВМП Корп.» (в многопрофильный холдинг «ВМП Корп.» входит инвестиционно-строитель­ная компания «Новая Площадь»), прези­дент команды AM К ФСО: «Самое важное для нас то, что гонка удалась. Многие из участников соревнований отзывались о „Великой степи“ как о самом лучшем этапе чемпионата России. Для нас это был пер­вый опыт, но уже оформилась идея провес­ти в Калмыкии соревнования международ­ного класса. В следующем году калмыцкий этап чемпионата будет проходить примерно в тех же числах в конце августа. И мы уже подали заявку в РАФ».  

Адрес: МО, д.Долгое Ледово ул.Советская
E-mail: info@wranglermaster.ru
8 (495) 792-19-32
8 (903) 792-19-32