На главную страницу

Сыпучие топи

Ну вот мы опять вме­сте. Очень хочется надеяться, что неко­торые из наших пре­дыдущих советов вы уже успели усвоить на практике и теперь на правах «бывалых» с удовольствием рас­сказываете друзьям о своих полнопривод­ных похождениях.

Помните, по ходу одного из уро­ков мы с вами добирались по полям, лесным дорогам и прочему «распут­ству» до охотничьего домика. А уже потом, обсуждая нюансы возвратно-поступательного продвижения, нек­то вдруг обронил фразу: «Жалко, что у тебя не трактор, а то...» И тут выяснилось, что якобы есть загадоч­ная дорога, проложенная через не менее загадочный песочный карьер, преодолев который, вы автоматиче­ски оказываетесь (минуя все посты ГИБДД и пробки) прямо у подъезда вашей городской квартиры...

А тут начался новый охотничий сезон, снег и грязь временно забы­ты, поскольку солнце шпарит как в хорошей пустыне. И опять звонок вашего друга, который ждет вас на выходные. Ну как тут не вспомнить рассказ про загадочный песчаный карьер. Который, если напрямик... то только на тракторе.

К черту сельхозтехнику. Собира­емся с мыслями и, напевая про себя мультяшную песенку: «А нам любое море по колено, а нам песок и дюны по плечу...», идем кидать в багажник вашего полноприводника необходи­мую утварь. Я надеюсь, что хороший трос, домкрат (желательно длинно-ходный), лопата и компрессор для подкачки шин уже нашли прописку в багажнике вашего любимца. Но, учитывая специфику предстоящего путешествия, мы настоятельно вам

советуем добавить к этому списку пару сэнд-траков (не путать с саунд-треками), купленных в лжи перс ком магазине или собственноручно из­готовленных из двух хороших поло­вых досок (желательно сороковок).

Ну вот и добрались. Перед ва­шим еще незатуманенным взором раскинулось бескрайнее песчаное «это»... Ну а там все как в настоя­щей пустыне — барханы (читай «хол­мы»), верблюды (они же экскавато­ры и трактора) ну и, разумеется, бе­дуины (они же трактористы-меха­низаторы). Если «песочное» про­странство занимает большую пло­щадь и визуально трудно опреде­лить место предполагаемого выезда, то перво-наперво желательно при­вязаться к местности и прикинуть ваш будущий маршрут. Но правиль­нее всего, пользуясь приемником GPS, заранее ввести точки следова­ния. Не располагая ничем из выше­перечисленного, старайтесь следо­вать «генеральной линии компаса» или уж, на худой конец, ориенти­руйтесь по солнцу (но не забудьте

коррективы на зависи­мость положения светила от време­ни суток). Если вы в машине не один, то друзей можно отправить на разведку. Но лучше поступить ина­че: самому пройти по предполагае­мому маршруту, а добровольным помощникам предоставить ответст­венную задачу стравливания давле­ния в шинах вашего внедорожника.

Надеюсь, вы читали наши пер­вые уроки и помните, что в рассказе о характере грунтов мы говорили о том, что снег и песок имеют сход­ные свойства и разнятся лишь коэф­фициентом скольжения. При раз­ведке вам необходимо понять следу­ющие вещи: насколько песок рыхл, какие участки маршрута пролегают по утрамбованному (слежавшемуся) песку, а какие — по рыхлому и зыбу­чему. И еще помните: песок есть мокрый и есть сухой. А это, как го­ворится, две большие разницы...

Основные рекомендации прак­тически те же, что и при движении по рыхлому снегу. Если ваш марш­рут лежит через пески и он доста­точно протяженный — обязательно доведите давление в шинах до 0,5 −0,8 атмосфер, уменьшив тем самым удельное давление на грунт, и начи­найте движение на самой низкой передаче. Старайтесь двигаться с постоянной скоростью по возмож­ности без рывков и пробуксовок. Вначале необходимо понять (а вер­нее, почувствовать) характер грунта под колесами, проанализировать степень его сопротивляемости коле­сам. Если мощности двигателя хва­тает и автомобиль не зарывается -попробуйте перейти на более высо­кую передачу, но делать это необхо­димо быстро и без рывков, чтобы не потерять скорость движения. В том случае, если песок лежит плотными слоями и движение выходит доста­точно прогнозируемым, выберите оптимальную скорость, но обяза­тельно помните, что встречающиеся на пути участки рыхлого песка луч­ше объехать. Если же такой возмож­ности нет, а препятствие достаточно короткое, то правильнее всего будет форсировать зыбучую преграду хо­дом, используя накопленную дина­мику. В случае же большой протя­женности раскинувшегося перед ва­ми «песчаного болота» начинайте с самой низкой передачи... Как толь­ко вы почувствовали, что движение вашего любимца все больше и боль­ше замедляется, а вам так и хочется утопить в пол эту правую педаль... Умоляю, не делайте этого! Хотя... мы же учимся, и чтобы понять, нуж­но попробовать... Итак, газ до упора! Ну что, приехали? А если еще доба­вить? Веер песка в небо! Красоти-ща! И друзьям нравится... А теперь откройте дверь (если, конечно, по­лучится) и посмотрите, что вы, соб­ственно, натворили... Правда, заме­чательно получилось! Нарастить бы малость передний бруствер и мож­но... держать оборону. Тут уж ника­кие блокировки не помогут, по­скольку нашими стараниями маши­на крепко сидит на мостах и днище.

Но надежда умирает последней: по­пытайтесь внатяг выехать из «пле­на» задним ходом. Не получилось? Тогда, вооружившись хорошей ло­патой, откопайте задний мост, зад­ние колеса и, если остались силы, оголите брюхо вашего внедорожни­ка. А теперь еще раз попробуйте задним ходом. Опять не получи­лось? Ничего! Небольшой перекур -и вновь приступаем к инженерным работам. Да, если в вашем багажни­ке нашлось место длинноходному домкрату, типа хай-джека, то дело значительно упрощается. Установив его на плотную опору (кусок доски, плоский камень, несколько кирпи­чей, а на худой конец, на рабочую зону лопаты), поднимите сначала од­ну сторону автомобиля и в образо­вавшуюся песочную колею положи­те ваш сэнд-трак (половую доску). Ту же самую процедуру повторите с другой стороны. И пусть ни один по­ток пота сошел с вас и ваших при­ятелей, но зато ваш полнопривод-ник стоит на твердом покрытии и вы без особых проблем задним ходом выезжаете из «плена». Да, и поста­райтесь отъехать подальше, в ту зо­ну, где автомобиль чувствовал себя более уверенно.

Преимущество песка в том, что это чрезвычайно мягкая и податли­вая среда, не создающая практиче­ски никаких механических проблем вашему автомобилю (исключая слу­чаи, когда в песке скрываются ко­варные капканы камней). Двигай­тесь с предельным вниманием, а еще лучше, если дорогу вам показы­вает член вашего экипажа, делеги­рованный на роль Сусанина.

Если песок совсем рыхлый и вы постоянно подсаживаетесь, то по­пробуйте проложить «пустынный автобан». Возьмите две пары сэнд-траков у второго экипажа (мы на­стоятельно рекомендуем в новые маршруты отправляться на двух ав­томобилях) и начинайте дальнейшее движение путем перекладывания. Медленно? Зато уверенно...

Но вот впереди забрезжил рас­свет. Не в том смысле, что стало све­тать, просто на горизонте замаячил край карьера. А значит, нужно най­ти место комфортного выезда из оного (съезд в карьер очень сильно отличается от выезда) — и вперед. Те­перь посмотрим на часы: пару часи­ков, похоже, сэкономили. К тому же и практику кое-какую получили. Те­перь можно и в серьезные пустыни подаваться... Р!

P.S. А на следующий день после «игр в песочнице» ноги и руки будут болеть.

Адрес: МО, д.Долгое Ледово ул.Советская
E-mail: info@wranglermaster.ru
8 (495) 792-19-32
8 (903) 792-19-32